Значение упаковки
Упаковка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Сейчас трудно представить, что еще 15 – 20 лет назад нам в магазинах предлагали купить товар без фирменной упаковки. В повседневной жизни мы не задумываемся над тем, какие задачи выполняет Упаковка. А между тем она играет главную роль в связи между производителями продукции и потребителями.
Любой производитель при реализации своей продукции сталкивается с проблемой упаковки - хотя бы для ее транспортировки. А для производителей и реализаторов пищевых продуктов упаковывание и сама упаковка как изделие зачастую не менее важны, чем сам товар и процесс его производства. Особенно возрастает роль упаковки при насыщении рынка. И в нашей стране, где идеология и техника этого вида деятельности находятся на начальном этапе развития, тем не менее, повсеместно ощущается возросший потребительский спрос на хорошо упакованный и оформленный товар. Соответственно возрастает интерес к различным видам фасующего, дозирующего и упаковочного оборудования.
Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции. Первичным, а часто и единственным, процессом является дозировка и фасовка. Автоматизация этих процессов повышает скорость реализации товара, экономит труд и, в конечном счете, деньги. Существует достаточно широкий круг оборудования для фасовки и дозирования сыпучих и жидких продуктов и материалов.
Также возможно дозирование и фасовка продуктов, поставляемых в виде крупных блоков, туш и т.п. В каждом отдельном случае технические задачи решаются в соответствии с конкретными потребителями. После деления товара на порции начинается стадия собственно упаковки. Упаковочные материалы и техника выбираются также в соответствии с конкретными задачами. В простейших случаях, когда товар быстро реализуется или допускает длительное хранение, упаковка может быть простой и дешевой - бумажный или пластиковый пакет, скрепленный металлической скрепкой или клейкой лентой. В других случаях может потребоваться герметичная, не допускающая доступ влаги, воздуха, микроорганизмов, света упаковка; термостойкая упаковка для стерилизации и т.д. Большой популярностью, в частности, пользуются вакуумная упаковка и упаковка в термоусадочную пленку. В обоих случаях объект плотно обтягивается тонкой прозрачной пленкой, не пропускающей воздух и влагу, что не только обеспечивает сохранность продукта, но и придает ему привлекательный вид.
Понятие «упаковка» включает целый ряд технических процессов и услуг, осуществляемых в ходе подготовки произведенного продукта (мы говорим в основном о пищевых продуктах) к его реализации в розничной или мелкооптовой торговле. При этом должны быть решены задачи организации всех производственных процессов: выбора сырья и материалов для изготовления продукта и упаковки, технологии их производства, оборудования, технологии упаковывания, а также все вопросы транспортирования и складирования готовой продукции.
Готовая продукция со складов или непосредственно от производителя поступает на реализацию. При этом как производители продукции, так и ее потребители должны заботиться о сохранении окружающей среды.
Следует отметить, что создание привлекательного вида является следующей и одной из важнейших функций упаковки. В принципе упаковка может улучшить объективное качество товара уже своим наличием - увеличивает срок хранения, гигиеничность и т.д. Кроме того, она является одеждой, по которой, как известно всех встречают. Это свойство упаковки настолько универсально и абсолютно, что производители не желают никаких средств для привлечения новейших достижений полиграфического искусства. Многие из этих достижений доступны и на нашем рынке.
Большинство компаний для каждой страны оформляет упаковку заново, чтобы соответствовать местным правилам и приспособиться к имеющимся в наличии товарам и технологиям. В разных странах к упаковке предъявляются свои требования. Например, в Японии она является частью ритуала подношения и выражением уважения, в то время как в Америке не придают этому такого значения.
Особенности культуры отдельных стран приводят к тому, что учитывается и способ потребления того или иного продукта. Так, в США для упаковки молока используют только стеклянную тару.
Жители Германии привыкли к тому, чтобы на упаковке была нанесена подробнейшая техническая инструкция. Неодинаково воспринимаются и цвета. Это связано с традициями, устоявшимися представлениями в культуре быта, в образе мышления.
Упаковочное производство объединяет такие сферы экономики, как производство сырья и упаковочных материалов, производство и потребление упаковочных изделий и транспортной тары, машин и оборудования, дизайн формы и графики и т. д. Нередко упаковка неразрывно связана с производством продуктов питания и других товаров народного потребления, с транспортом, складским хозяйством, системой распределения, торговлей, потреблением, с национальными и культурными особенностями страны. Она определяет уровень товарного рынка, влияет на качество и сохранность продукта.
Особенности обращения и функции, выполняемые тарой и упаковкой, обусловливают комплекс потребительских, экономических, технологических, эксплуатационных и утилизационных требований. Эти требования взаимосвязаны и зависят от изменений в структуре и свойствах товаров; условий транспортирования, хранения, реализации и использования продукции; системы упаковывания, характеристики тароупаковочных материалов, оборудования, организации производства.
Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существует индустрия упаковки - как вида деятельности, обеспечивающего переход товара от производителя и оптового торговца до индивидуального потребителя. В этой индустрии, как и в любой другой очень мало предприятий, способных обеспечить весь комплекс услуг даже по упаковке одного вида товара. Поэтому, учитывая разнообразие товаров, производителей и решаемых задач, можно утверждать, что рынок этих услуг практически свободен.