Информативная функция
Упаковка, как правило, выполняет и роль носителя информации, касающейся содержащегося в ней продукта и ее самой. К этой информации (наносится на изделие, упаковку или этикетку в виде текста, отдельных графических, цветных символов, а также их комбинаций), или маркировке, относятся данные о потребительских свойствах продукта, его производителе, требования по безопасному обращению, включая транспортирование, использование и утилизацию, а также данные о производителях и свойствах упаковки, в том числе об экологической безопасности для окружающей среды. Последнее особенно важно при осуществлении экспортных поставок, поскольку за рубежом все больше внимания уделяется проблеме охраны окружающей среды, в частности утилизации и вторичному использованию отходов упаковки.
На упаковке пищевых продуктов должны содержаться следующие сведения:
- Наименование товара и его вид.
- Страна, фирма-производитель.
- Масса или объем продукта.
- Основные ингредиенты в составе, включая пищевые добавки.
- Пищевая ценность (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов для детского или диетического, лечебного питания).
- Условия хранения и срок годности.
- Для полуфабрикатов – способ приготовления.
- Рекомендации по использованию.
- Условия применения, включая противопоказания.
- Иные сведения, которые производитель желает донести до покупателя
На упаковку опасных веществ, а к ним относятся, прежде всего, кислоты, щелочи, растворители и прочие химические вещества, наносится предупреждающая маркировка. Экомаркировка включает целый ряд символов, информирующих потребителя о материале, из которого выполнена упаковка, возможности ее утилизации.
Транспортная и производственная тара должна иметь ограничительные и предупредительные надписи, регламентирующие соответствующие операции, а также рекомендации, как правильно вскрывать тару.
Манипуляционные знаки, маркируемые на транспортной таре: а – верх, не кантовать; б – осторожно, хрупкое; в – крюками не брать; г – открывать здесь; д – боится сырости; е – боится нагрева; ж – герметичная упаковка; з – не штабелировать
В последние годы на упаковках в России и за рубежом появились новые символы. Например, Российский знак соответствия маркированной продукции требованиям отечественной системы сертификации.
Обеспечение потребителя информацией по безопасному использованию товаров является одной из черт цивилизованного потребления, и часто эта информация доводится через маркировку на упаковке.
Сегодня упаковка — средство коммуникации. В условиях массового производства схожих по своим функциям или качествам товаров продуманный дизайн упаковки в первую очередь может привлечь внимание потребителя.